ГЛАВА I. Основы конституционного строя Статья 1. Высшая ценность прав и свобод человека
Статья 2. Недопустимость захвата власти
Статья 3. Верховенство Конституции 1. Конституция является единственным законодательным актом, имеющим высшую юридическую силу. 2. Законы, федеральные законы и прочие законодательные, нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции. 3. Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Нижегородской области. 4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию, законы и федеральные законы. 5. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 6. Все законы, нормативно-правовые акты и акты управления должностных лиц (приказы, указы, распоряжения) вступают в юридическую силу с момента их официального опубликования. 7. Губернатор не вправе вносить поправки в Конституцию самостоятельно. Изменение Конституции согласуется с высшим правительственным органом. Статья 4. Равенство прав и обязанностей граждан
Статья 5. Экономическое пространство и формы собственности 1. В области гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В области признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 6. Разделение государственной власти
Статья 7. Органы государственной власти в Нижегородской области 1. Судебную власть на территории Нижегородской области осуществляет суд 2. Государственную власть на областном уровне осуществляет орган местного самоуправления во главе с губернатором области. Статья 8. Политическое и идеологическое многообразие 1. В области признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В области признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности области, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Статья 9. Светский характер области 1. Нижегородская область — светское муниципальные образование. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. |
ГЛАВА II. Права и свободы гражданина Статья 10. Гарантии прав и свобод человека и гражданина 1. В Нижегородской области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статья 11. Равенство прав и свобод 1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Статья 12. Достоинство личности и защита от жестокого обращения 1. Достоинство личности охраняется государством. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Статья 13. Свобода и личная неприкосновенность 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. 2. Каждый имеет право свободно передвигаться по территории Нижегородской области за исключением мест, доступ на территорию которых ограничен актами управления, законами или иными нормативно-правовыми актами (служебные и охраняемые территории) Статья 14. Неприкосновенность частной жизни и личной тайны 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Статья 15. Защита информации о частной жизни 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 16. Неприкосновенность жилища
Статья 17. Свобода мысли, слова и информации 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Должностным лицам запрещается распространять служебную, врачебную, государственную, адвокатскую тайну. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. 6. Разумная критика государственной власти не запрещена. Статья 18. Право на мирные собрания и митинги
Статья 19. Избирательные права граждан
Статья 20. Право частной собственности 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Изъятие имущества устанавливается федеральными законами. Статья 21. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с уголовным кодексом Статья 22. Государственная защита прав и свобод 1. Неприкосновенность личности, частной жизни, жилища, личной информации и коммуникаций граждан является гарантируемым государством правом. 2. Никто не может быть подвергнут обыску, задержанию, вмешательству в личную жизнь или ограничению личной свободы иначе как на основании закона или судебного решения. 3. Лица, обладающие статусом неприкосновенности:
4. Задержание лиц, указанных в пункте 1, допускается исключительно в случае, если сотрудник правоохранительного органа является очевидцем совершения данным лицом особо тяжкого преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. Примечание: К особо тяжким преступлениям относятся:СТАТЬЯ 1. Убийство СТАТЬЯ 12. Похищение человека СТАТЬЯ 13. Незаконное лишение свободы СТАТЬЯ 23. Грабеж СТАТЬЯ 24. Разбой СТАТЬЯ 28. Террористический акт СТАТЬЯ 29. Содействие террористической деятельности СТАТЬЯ 31. Захват заложника СТАТЬЯ 32. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма СТАТЬЯ 33. Бандитизм СТАТЬЯ 34. Организация преступного сообщества или участие в нём СТАТЬЯ 35. Занятие высшего положения в преступной иерархии СТАТЬЯ 36. Массовые беспорядки СТАТЬЯ 48. Посягательство на жизнь государственного деятеля СТАТЬЯ 49. Вооружённый мятеж СТАТЬЯ 50. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности СТАТЬЯ 53. Присвоение полномочий должностного лица СТАТЬЯ 64. Побег из места лишения свободы, из-под ареста СТАТЬЯ 65. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа СТАТЬЯ 66. Применение насилия в отношении представителя власти Статья 23. Судебная защита прав и свобод 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. |
Статья 24. Право на юридическую помощь 1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента передачи в изолятор временного содержания. Статья 25. Презумпция невиновности 1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана. 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Статья 26. Гарантии справедливого суда 1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление, наказан за одно и то же нарушение 2. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. Статья 27. Свидетельские показания и право на молчание
Статья 28. Права потерпевших и возмещение вреда 1. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. 2. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 29. Недопустимость обратной силы закона
Статья 30. Ограничение прав в условиях чрезвычайного положения
Статья 31. Недопустимость умаления прав и свобод 1. Перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав человека и гражданина; 2. В Нижегородской области не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. |
ГЛАВА III. Губернатор Нижегородской области 1. Губернатор Нижегородской области (далее — Губернатор) является главой местного самоуправления. |
Верховный суд Нижегородской области | ||||
Областной суд Нижегородской области | ||||
Правительство Нижегородской области | ФСБ по Нижегородской области | |||
Управление министерства внутренних дел по Нижегородской области | Государственная автомобильная инспекция по Нижегородской области | Вооруженные силы Нижегородской области | Федеральная служба исполнения наказаний по Нижегородской области | Единая служба спасения по Нижегородской области |
⠀⠀1) совершения противозаконных деяний;
⠀⠀2) разглашения сведений, составляющих государственную тайну;
⠀⠀3) распространения экстремистских материалов, публичных призывов к терроризму или его оправдания;
⠀⠀4) пропаганды наркотических средств и незаконного оборота оружия;
⠀⠀5) распространения материалов, нарушающих нормы общественной морали.
ГЛАВА VI. Особые правовые режимы Статья 45. Виды особых правовых режимо 1. Особые правовые режимы разделяются на следующие виды:
Статья 46. Военное положение 1. Военное положение представляет собой особый правовой режим, применяемый на территории Нижегородской области или её отдельных районов, если возникает вооружённая агрессия либо реальная угроза таких действий в отношении гражданского населения. 2. Решение о введении военного положения принимается Губернатором Нижегородской области или Начальником управления Федеральной службы безопасности при согласовании с Московским управлением. 3. Вооружённые силы и иные государственные организации, могут быть задействованы для отражения угрозы и проведения необходимых мероприятий по защите населения. Статья 47. Полномочия органов государственной власти при военном положении 1. В целях поддержания правопорядка и обеспечения безопасности уполномоченные органы государственной власти могут применять следующие меры:
2. Лица, уполномоченные на проведение контро-территориальной операции вправе расширять указанные полномочия отдельным приказом при возникновении дополнительных угроз. Статья 48. Контртеррористическая операция 1. Контртеррористическая операция объявляется в целях предотвращения, пресечения либо минимизации последствий террористических и криминалистических деяний. Дата начала и прекращения режима определяется решением лица, отдающего приказ о проведении операции. Сведения об его введении или отмене подлежат незамедлительному доведению до населения. 2. Решение о начале или завершении операции принимает Губернатор Нижегородской области или Начальник управления Федеральной службы безопасности при обязательном согласовании с вышестоящим органом. 3. На период действия операции допускается временное сужение отдельных прав граждан и ограничения деятельности организаций, если это прямо необходимо для обеспечения безопасности. Перечень конкретных мер утверждает должностное лицо, указанное в настоящей статье. Статья 49. Полномочия органов государственной власти при контртеррористической операции 1. В ходе операции органы государственной власти могут вводить дополнительные меры обеспечения правопорядка, включая:
Статья 50. Чрезвычайное положение 1. Чрезвычайное положение - это положение, вводимое на территории всей Нижегородской области либо в её отдельных частях для устранения причин введения этого положения. 2. Чрезвычайное положение вводится при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при массовых беспорядках и возникновении иной угрозы жизни гражданам, устранить которую без применения чрезвычайных мер не представляется возможным. 3. Чрезвычайное положение вводится соответствующим указом от Губернатора, вице-губернатора, министра региональной безопасности и начальника УФСБ по Нижегородской области 4.Указом о введении чрезвычайного положение должны устанавливаться:
5. Чрезвычайное положение может быть прекращено судом до истечения срока его действия, по итогам судебного разбирательства. 6. Правительство Нижегородской области обязано оповестить народ области о введении чрезвычайного положения через государственные новости не позже, чем за 5 минут до введения чрезвычайного положения. Статья 51. Меры и ограничения, вводимые в условиях чрезвычайного положения 1. Губернатор, вице-губернатор, министр региональной безопасности и начальник УФСБ по Нижегородской области при введении чрезвычайного положения или дополнительно, после введения чрезвычайного положения, вправе ввести следующие чрезвычайные меры и ограничения:
2. Губернатор, вице-губернатор, министр региональной безопасности и начальник управления ФСБ по Нижегородской области при введении чрезвычайного положения может позволить органам, обеспечивающим режим чрезвычайного положения, применять оружие при отсутствии прямой угрозы жизни и здоровью окружающих. 3. Во время действия чрезвычайного положения сотрудники медицинских учреждений обязаны в первую очередь оказывать помощь государственным служащим. 4. Губернатор, вице-губернатор, министр региональной безопасности и начальник управления ФСБ по Нижегородской области на время действия чрезвычайного положения вправе приостановить деятельность правительства и эвакуировать на территорию других государственных учреждений. 5. Губернатор, вице-губернатор, министр региональной безопасности и начальник управления ФСБ по Нижегородской области вправе усилить охрану определенных объектов с образованием блокпостов и контрольно-пропускных пунктов. 6. Во время чрезвычайного положения, сотрудники силовых структур для проверки документов, проведения личного обыска и обыска транспортного средства, вправе задерживать лиц, в отношении которых необходимо провести личный обыск или обыск их транспортного средства. |
ГЛАВА VII. Государственная тайна Статья 52. Государственная тайна и сведения, относимые к ней 1. Государственная тайна — защищаемые сведения, доступ к которым имеют только определённые должностные лица в рамках исполнения своих должностных полномочий. Сведения относятся к государственной тайне в соответствии с их принадлежностью к структурам и задачам органов государственной власти. 2.Государственной тайну составляют следующие сведения: 4. Право доступа к сведениям, содержащим информацию о личности, служебной деятельности и иной служебной информации, касающейся сотрудников Федеральной службы безопасности, предоставляется судье исключительно в рамках осуществления правосудия и в пределах его полномочий и судопроизводства. 5. Доступ к сведениям, содержащим информацию о личности, служебной деятельности и иной служебной информации, касающейся сотрудников засекреченных специализированных подразделений, имеют исключительно руководство соответствующей организации, сотрудники Федеральной службы безопасности, а также Правительство Нижегородской области в пределах своей компетенции. 6. Руководители Федеральной службы безопасности, специализированных подразделений, а также следователи относятся к категории публичных должностных лиц и осуществляют свою деятельность от имени своего отдела. 7. Незаконное рассекречивание или распространение данных, отнесённых к государственной тайне, влечёт за собой привлечение к уголовной ответственности по статье 56 УК. Статья 53. Порядок засекречивания и степени секретности 1. Засекречивание и отнесение информации к государственной тайне может производится следующими должностными лицами 2. Нижеперечисленные сведения не могут подлежать к последующему засекречиванию: 3. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие грифы: 4. При составлении нормативно-правового акта необходимо указать перечень засекречиваемых сведений с обозначением степени их секретности, а также определить круг лиц, на которых распространяется государственная тайна. 5. Нормативно-правовой акт публикуется в закрытом (ограниченном) доступе и предназначен исключительно для должностных лиц, имеющих соответствующий допуск к сведениям, содержащим государственную тайну. |