ИНФОРМАЦИЯ - Кодекс уголовного и административного судопроизводства | Форум онлайн-игры – AMAZING ONLINE
Форум
AMAZING ONLINE

ИНФОРМАЦИЯ Кодекс уголовного и административного судопроизводства

AMAZING SILVER

⭐⭐⭐
Администратор
КОДЕКС УГОЛОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА


ПРЕАМБУЛА

Кодекс уголовного и административного судопроизводства (далее – КУАС) регламентирует правила рассмотрения и разрешения уголовных и административных дел, дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, осуществления государственных или иных публичных полномочий



ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса

1. Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления уголовного и административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами уголовных и административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий

2. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

⠀⠀⠀⠀1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

⠀⠀⠀⠀2) об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

⠀⠀⠀⠀3) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

⠀⠀⠀⠀4) об оспаривании решений, действий (бездействия) коммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;


Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве

Порядок осуществления уголовного и административного судопроизводства определяется Конституцией, Федеральным законом «О судебной системе и статусе судей» от 23.08.2025 №7-ФЗ, а также настоящим Кодексом и другими федеральными законами


Статья 3. Задачи уголовного и административного судопроизводства

Задачами административного судопроизводства являются:

⠀⠀⠀⠀1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

⠀⠀⠀⠀2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

⠀⠀⠀⠀3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение уголовных и административных дел;

⠀⠀⠀⠀4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере уголовных, административных и иных публичных правоотношений;

⠀⠀⠀⠀5) мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.


Статья 4. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением

1. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами

2. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым

3. Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка

4. Стороны вправе после обращения в суд использовать примирительные процедуры для урегулирования спора


Статья 5. Принципы уголовного и административного судопроизводства

Принципами административного судопроизводства являются:

⠀⠀⠀⠀1) независимость судей;

⠀⠀⠀⠀2) равенство всех перед законом и судом;

⠀⠀⠀⠀3) законность и справедливость при рассмотрении и разрешении уголовных и административных дел;

⠀⠀⠀⠀4) осуществление уголовного и административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по уголовным и административным делам в разумный срок;

⠀⠀⠀⠀5) гласность и открытость судебного разбирательства;

⠀⠀⠀⠀6) непосредственность судебного разбирательства;

⠀⠀⠀⠀7) состязательность и равноправие сторон уголовного и административного судопроизводства при активной роли суда.


Статья 6. Независимость судей

1. При осуществлении уголовного и административного судопроизводства судьи независимы, подчиняются только Конституции и федеральному закону «О судебной системе и статусе судей» от 23.08.2025 №7-ФЗ

2. Любое вмешательство со стороны органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан в деятельность суда по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом «О судебной системе и статусе судей» от 23.08.2025 №7-ФЗ

3. Гарантии независимости судей устанавливаются федеральным законом «О судебной системе и статусе судей» от 23.08.2025 №7-ФЗ

4. Информация о вне процессуальных письменных или устных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по уголовным и административным делам, находящимся в их производстве, или председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по уголовным и административным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации в установленном порядке и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по уголовным и административным делам


Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Правосудие по уголовным и административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом: граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств; организаций – независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств

2. Суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле


Статья 8. Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении уголовных и административных дел

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами уголовных и административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об уголовном и административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам уголовного и административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
 

AMAZING SILVER

⭐⭐⭐
Администратор
Статья 9. Срок уголовного и административного судопроизводства и срок исполнения судебных актов по уголовным и административным делам

1. Административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляются в разумный срок

2. При определении разумного срока уголовного и административного судопроизводства, который включает в себя период со дня поступления уголовного дела и (или) административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по уголовному и (или) административному делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного и (или) административного дела, поведение участников судебного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения уголовного и (или) административного дела, а также общая продолжительность судопроизводства по уголовному и (или) административному делу

3. Разбирательство по уголовным и административным делам в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом:

⠀⠀⠀⠀а) административное исковое заявление – 5 суток;

⠀⠀⠀⠀б) уголовное дело – 5 суток (7 суток при продлении);

⠀⠀⠀⠀в) коллективное административное исковое заявление – 5 суток (7 суток при продлении).


Статья 10. Гласность и открытость судебного разбирательства

1. Разбирательство административных дел во всех судах открытое

2. Разбирательство административных дел в закрытом судебном заседании осуществляется в случае, если материалы рассматриваемого административного дела содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, гласное обсуждение которых может помешать правильному разбирательству уголовного и административного дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн

3. Лица, участвующие в деле, и лица, не участвующие в деле, вопрос о правах и об обязанностях которых разрешен судом, не могут быть ограничены в праве на получение информации о дате, времени и месте рассмотрения уголовного и (или) административного дела, устной и письменной информации о результатах рассмотрения уголовного и (или) административного дела и принятых по нему судебных актах


Статья 11. Состязательность и равноправие сторон

1. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон

2. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по уголовному и (или) административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении уголовного и (или) административного дела

3. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по уголовному и (или) административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения уголовного и (или) административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.


Статья 12. Обязательность судебных актов

1. Вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по уголовным и (или) административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению

2. Судебный акт, за исключением акта, содержащего сведения, составляющие охраняемую законом тайну, распоряжение, требование, поручение, вызов, обращение суда могут быть выполнены и направлены адресату в установленном порядке в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если судебный акт принят судом коллегиально, он подписывается всеми судьями, рассматривавшими дело, усиленной квалифицированной электронной подписью. При выполнении судебного акта, распоряжения, требования, поручения, вызова, обращения суда в форме электронного документа дополнительно выполняется экземпляр соответствующего документа на бумажном носителе
 

AMAZING SILVER

⭐⭐⭐
Администратор
ГЛАВА 2. ПОСУДНОСТЬ УГОЛОВНЫХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ СУДАМ. СОСТАВ СУДА. ОТВОДЫ.

Статья 13. Подсудность административных и уголовных дел судам

Суды рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие уголовные и административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий


Статья 14. Порядок разрешения вопросов судом при коллегиальном рассмотрении административных и уголовных дел

1. Вопросы, возникающие при коллегиальном рассмотрении уголовного и (или) административного дела, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Судья, председательствующий в судебном заседании, голосует последним

2. В случае, если судья не согласен с мнением большинства судей, голосовавших за принятие судебного акта, или голосовал за принятый судебный акт по существу рассматриваемого судом вопроса, но остался в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотиву принятого судебного акта, судья обязан подписать этот судебный акт и вправе изложить в письменной форме свое особое мнение

3. Судья должен изложить свое особое мнение в срок, не превышающий трех дней со дня принятия решения по уголовному и (или) административному делу. Особое мнение судьи приобщается к материалам уголовного или административного дела, но при объявлении принятого по уголовному и (или) административному делу решения не оглашается, а также не подлежит опубликованию


Статья 15. Отвод судьи

1. Судья не может участвовать в рассмотрении административного дела и подлежит отводу, если он:

⠀⠀⠀⠀1) участвовал в предыдущем рассмотрении данного уголовного и (или) административного дела в качестве судьи и в соответствии с требованиями настоящего Кодекса его повторное участие в рассмотрении уголовного и (или) административного дела является недопустимым;

⠀⠀⠀⠀2) участвовал в предыдущем рассмотрении данного уголовного и (или) административного дела в качестве помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля;

⠀⠀⠀⠀3) является членом семьи, родственником или родственником супруга кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;

⠀⠀⠀⠀4) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе уголовного и (или) административного дела.


2. Судья не может участвовать в рассмотрении уголовного и (или) административного дела и подлежит отводу, если имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности

3. Административное дело о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок не может рассматриваться судьей, если он ранее принимал участие в рассмотрении дела, в связи с которым возникли основания для предъявления таких требований

4. В состав суда, рассматривающего уголовное и (или) административное дело, не могут входить лица, которые состоят в родстве между собой, являются членами одной семьи, родственниками или супруги которых являются родственниками


Статья 16. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении административного или уголовного дела

Судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного и (или) административного дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах апелляционной инстанций


Статья 17. Заявления о самоотводе и об отводе. Последствия удовлетворения заявления о самоотводе или об отводе

1. При наличии оснований, судья, помощник судьи, секретарь суда, государственный обвинитель, свидетель, обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле, или рассмотрен по инициативе суда

2. Самоотвод или отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения уголовного и (или) административного дела по существу. В ходе рассмотрения уголовного и (или) административного дела заявление о самоотводе или об отводе допускается только в случае, если основание самоотвода или отвода стало известно лицу, заявляющему самоотвод или отвод, либо суду после начала рассмотрения административного дела по существу

3. В случае отказа в удовлетворении заявления об отводе подача повторного заявления об отводе тем же лицом и по тем же основаниям не допускается
 

AMAZING SILVER

⭐⭐⭐
Администратор
ГЛАВА 3. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ДЕЛЕ
И ДРУГИЕ УЧАСТНИКИ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА


Статья 18. Лица, участвующие в деле

Лицами, участвующими в деле, являются:

⠀⠀⠀⠀1) стороны;

⠀⠀⠀⠀2) заинтересованные лица;

⠀⠀⠀⠀3) государственный обвинитель;

⠀⠀⠀⠀4) органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц либо привлекаемые к участию в судебном процессе для дачи заключения по административному делу.


Статья 19. Стороны

1. Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик

2. Сторонами в уголовном процессе являются государственный обвинитель, защитник, подозреваемый (обвиняемый)

3. Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление гос. обвинителем, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо гос. обвинитель, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций

4. Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд

5. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях


Статья 20. Участие государственного обвинителя (следователя) в административном деле

1. Государственный обвинитель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, страны, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами

2. Государственный обвинитель, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска

3. В случае отказа государственного обвинителя от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения


Статья 21. Обращение в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц

1. Органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного в интересах гражданина административного иска

2. В случае отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения


Статья 22. Обращение в суд группы лиц с коллективным административным исковым заявлением

1. Граждане, являющиеся участниками административных или иных публичных правоотношений, иные лица в случаях, вправе обратиться с коллективным административным исковым заявлением в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц. Основанием для такого обращения является наличие следующих условий:

1) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;

2) наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);

3) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.

2. Административные дела о защите нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов группы лиц рассматриваются судом в случае, если ко дню обращения в суд лица, выдвинувшего требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к указанному требованию присоединилось не менее двадцати лиц. Присоединение к требованию осуществляется путем подписания текста административного искового заявления либо подачи в письменной форме отдельного заявления о присоединении к административному исковому заявлению

3. В коллективном административном исковом заявлении должно быть указано лицо или несколько лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц. При этом такие лицо или лица действуют без доверенности, пользуются правами и несут процессуальные обязанности административных истцов



Статья 23. Права и обязанности лиц, участвующих в уголовном и (или) административном деле

1. Лица, участвующие в деле, имеют право:

1) знакомиться с материалами уголовного и (или) административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии;

2) заявлять отводы;

3) представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств;

4) задавать вопросы другим участникам судебного процесса;

5) заявлять ходатайства;

6) давать объяснения суду в устной и письменной форме;

7) приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам;

8) возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;

9) знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, о принятых по данному уголовному и (или) административному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа;

10) знакомиться с особым мнением судьи по уголовному и (или) административному делу;

11) обжаловать судебные акты в части, касающейся их прав, свобод и законных интересов.


Статья 24. Заключение сторонами соглашения о примирении

1. Административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска

2. Административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично

3. Административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично

4. Стороны вправе заключить соглашение о примирении в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом


Статья 25. Иные участники судебного процесса

В судебном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать их представители, лица, содействующие осуществлению правосудия, в том числе свидетель, помощник судьи, секретарь судебного заседания


Статья 26. Свидетель

1. Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения административного дела, и которое вызвано в суд для дачи показаний

2. В качестве свидетеля также может быть вызвано в суд лицо, которое принимало участие в составлении документа, исследуемого судом как письменное доказательство, либо в создании или изменении объекта, исследуемого судом как вещественное доказательство

3. Свидетель может быть допрошен судом в месте своего пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности или других уважительных причин не в состоянии явиться в суд по вызову

4. Свидетель не вправе уклоняться от явки в суд, давать заведомо ложные показания, отказываться от дачи показаний по мотивам

5. Если свидетель не может явиться в суд по вызову, он обязан заблаговременно известить об этом суд с указанием причин неявки

Не подлежат допросу в качестве свидетелей:

а) представители и защитники по уголовному делу, по делу об административном правонарушении, представители по гражданскому делу, по административному делу - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением своих обязанностей;

б) судьи, присяжные или арбитражные заседатели - о вопросах, возникавших в совещательной комнате в связи с обсуждением обстоятельств административного дела при вынесении решения суда или приговора;

в) священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, - об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди.

Свидетель вправе:

1) отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных ч. 11 настоящей статьи;

2) давать показания на родном языке или на языке, которым он владеет;

3) бесплатно пользоваться помощью переводчика;

4) заявлять отвод переводчику, участвующему в его допросе.

11. Отказаться от дачи свидетельских показаний вправе:

1) гражданин против самого себя;

2) супруг против супруга, дети, в том числе усыновленные, против родителей, усыновителей и родители, усыновители против детей, в том числе усыновленных.
 

AMAZING SILVER

⭐⭐⭐
Администратор
ГЛАВА 4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ


Статья 27. Ведение административных и уголовных дел в суде через представителей

1. Если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью (отсутствие юридической подкованности), могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя

2. Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю

3. От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов


Статья 28. Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде

1. Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством

2. Представителями в суде не могут быть судьи, следователи, иные лица, участие которых в качестве представителей в судебном процессе запрещено, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле

3. Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката и их полномочия


Статья 29. Полномочия представителя

1. Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя - совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым

2. В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя:

1) на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд;

2) на заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску;

3) на подачу встречного административного искового заявления;

4) на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;

5) на полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска;

6) на изменение предмета или основания административного иска;

7) на передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие);

8) на подписание заявления о пересмотре судебных актов по новым или по вновь открывшимся обстоятельствам;
 

AMAZING SILVER

⭐⭐⭐
Администратор
ГЛАВА 5. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ

Статья 30. Доказательства

1. Доказательствами по административному и (или) уголовному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного и (или) уголовного дела

2. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, а также письменные и вещественные доказательства, аудио и видеозаписи

2.1. Суд вправе самостоятельно получать необходимые для рассмотрения и разрешения административного дела сведения из открытых источников, в том числе из информационных систем, доступ к которым обеспечивается на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

3. Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела


Статья 30.1. Аудио- и видеозаписи

1. Лицо или организация, предоставляющие аудио- и (или) видеозаписи на электронном или ином носителе либо заявляющие ходатайство об их истребовании, обязаны указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи

2. Носители аудио- и видеозаписей хранятся в суде. Суд принимает меры по их сохранению в неизменном состоянии

3. В исключительных случаях после вступления решения суда в законную силу носители аудио- и видеозаписей могут быть возвращены лицу или организации, их предоставившим. При возвращении указанным лицу или организации носителей аудио- и видеозаписей в административном и (или) уголовном деле остаются копии записей

4. По ходатайству лица, участвующего в деле, ему могут быть выданы копии аудио- и видеозаписей

5. По вопросам возврата носителей аудио- и видеозаписей суд выносит определение, которое может быть обжаловано


Статья 31. Истребование доказательств

1. В целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе. Копии документов, полученных судом, направляются им лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют

2. Об истребовании доказательства судом выносится определение, в котором указываются срок и порядок представления этого доказательства. Копия определения направляется лицам, участвующим в деле, и лицу, у которого находится истребуемое судом доказательство, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения. При необходимости по запросу суда истребуемое доказательство может быть выдано на руки лицу, имеющему соответствующий запрос

3. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, может направить его непосредственно в суд либо выдать его на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд

4. Если лицо, от которого судом истребуется доказательство, не имеет возможности представить его вообще или в установленный судом срок, оно обязано известить об этом суд в течение трех дней со дня получения копии определения об истребовании доказательства и (или) запроса и указать причины, по которым истребуемое доказательство не может быть представлено


Статья 32. Объяснения лиц, участвующих в деле

1. Лица, участвующие в деле, дают суду в письменной или устной форме свои объяснения об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного и (или) уголовного дела. По предложению суда лицо, участвующее в деле, может изложить свои объяснения в письменной форме. Объяснения, изложенные в письменной форме, приобщаются к материалам административного дела

2. Объяснения лиц, участвующих в деле, подлежат наряду с другими доказательствами проверке и оценке


Статья 33. Свидетельские показания в административно и уголовном процессе

1. Свидетельскими показаниями являются сообщения свидетелем суду в устной форме об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. По предложению суда свидетель, который дал показания в устной форме, может изложить их в письменной форме. Свидетельские показания, изложенные в письменной форме, приобщаются к материалам административного дела

2. Сообщенные свидетелем сведения не являются доказательствами, если свидетель не может указать источник своей осведомленности

3. Если свидетельские показания основываются на сообщениях иных лиц, эти лица также должны быть опрошены

4. Лицо может быть вызвано в суд в качестве свидетеля по ходатайству лица, участвующего в деле, и по инициативе суда

5. В ходатайстве о вызове свидетеля лицо, участвующее в деле, обязано указать, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения административного и (или) дела, может подтвердить свидетель, и сообщить суду его фамилию, имя и отчество, место жительства и иные известные ему сведения, необходимые для вызова свидетеля в суд

6. Суд по своей инициативе может вызвать в качестве свидетеля лицо, которое участвовало в составлении документа, исследуемого судом как письменное доказательство, либо в создании или изменении предмета, исследуемого судом как вещественное доказательство
 

AMAZING SILVER

⭐⭐⭐
Администратор
ГЛАВА 6. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ

Статья 34. Исчисление процессуальных сроков

1. Процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом. В случае, если процессуальные сроки не установлены настоящим Кодексом, они назначаются судом. Суд должен устанавливать процессуальные сроки с учетом принципа разумности

2. Процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни

3. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало

4. Течение процессуального срока, исчисляемого часами, начинается с наступления даты или события, которыми определено его начало

5. Если процессуальное действие должно совершиться немедленно, то течение процессуального срока начинается немедленно с наступления даты или события, которыми определено его начало


Статья 35. Окончание процессуального срока

Процессуальный срок, истекает в соответствующие числа установленного процессуального срока, указанных в части 3 статьи 9 настоящего Кодекса


Статья 35.1. Продление процессуальных сроков

Назначенные судом процессуальные сроки могут быть продлены им с удовлетворения соответствующего ходатайства Верховным судом



ГЛАВА 7. СУДЕБНЫЕ ИЗВЕЩЕНИЯ И ВЫЗОВЫ

Статья 36. Судебные извещения и вызовы

1. Судебные извещения и прилагаемые к ним документы могут быть направлены в электронном виде участнику судебного процесса посредством единого портала государственных и муниципальных услуг либо системы электронного документооборота участника судебного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия

2. Судебная повестка является одной из форм судебных извещений и вызовов. Лица, участвующие в деле, извещаются судебными повестками о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий. Вместе с извещением в форме судебной повестки или заказного письма лицу, участвующему в деле, направляются копии процессуальных документов. Судебными повестками осуществляется также вызов в суд свидетелей

3. Судебное извещение, адресованное организации, государственному органу, направляется по его адресу. Судебное извещение, адресованное организации и (или) государственному органу, может быть направлено по адресу его представительства


Статья 37. Содержание судебных повесток и иных судебных извещений

1. Судебные повестки и иные судебные извещения должны содержать:

1) наименование и адрес суда;

2) указание времени и места проведения судебного заседания;

3) наименование адресата - лица, извещаемого или вызываемого в суд;

4) указание, в качестве кого извещается или вызывается адресат;

5) наименование административного дела, по которому осуществляется извещение или вызов адресата.

2. В судебных повестках или иных судебных извещениях, адресованных лицам, участвующим в деле, предлагается представить в суд все имеющиеся у них доказательства по административному делу, а также указывается на последствия непредставления доказательств и неявки в суд извещаемых или вызываемых лиц, разъясняется обязанность сообщать суду причины неявки


Статья 38. Последствия отказа от принятия судебной повестки или иного судебного извещения

1. В случае отказа адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд

2. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия
 

AMAZING SILVER

⭐⭐⭐
Администратор
ГЛАВА 8. МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Статья 39. Понятие и виды мер процессуального принуждения

1. Мерами процессуального принуждения являются установленные настоящим Кодексом действия, которые применяются к лицам, нарушающим установленные в суде правила и препятствующим осуществлению административного судопроизводства

2. К мерам процессуального принуждения относятся:

1) ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судебного разбирательства слова;

2) предупреждение;

3) удаление из зала судебного заседания;

4) привод;

5) обязательство о явке;

6) судебный штраф.

3. Применение к лицу мер процессуального принуждения не освобождает это лицо от исполнения соответствующих обязанностей, установленных настоящим Кодексом или судом на основании положений настоящего Кодекса


Статья 40. Ограничение выступления участника судебного разбирательства, лишение участника судебного разбирательства слова

В случае нарушения участником судебного разбирательства правил выступления в судебном заседании председательствующий в судебном заседании вправе:

1) ограничить от имени суда его выступление, если участник судебного разбирательства касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству;

2) лишить его от имени суда слова, если участник судебного разбирательства самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.


Статья 41. Предупреждение и удаление из зала судебного заседания

1. В случае нарушения участником судебного разбирательства порядка в судебном заседании председательствующий в судебном заседании вправе:

1) объявить ему от имени суда предупреждение;

2) удалить его от имени суда из зала судебного заседания, на все время судебного заседания либо на его часть.

2. Граждане, присутствующие в судебном заседании, за повторное нарушение порядка в судебном заседании удаляются по распоряжению председательствующего в судебном заседании из зала заседания суда на все время судебного заседания


Статья 42. Наложение судебных штрафов

1. Судебные штрафы налагаются судом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Размер судебного штрафа, налагаемого на лицо, орган государственной власти, иной государственный орган, не может превышать 2.500.000 (два миллиона пятьсот тысяч) рублей

2. Судебные штрафы, наложенные судом на должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления и других органов, организаций, на государственных и муниципальных служащих, гражданских лиц, взыскиваются из личных средств этих лиц

3. Судебные штрафы взыскиваются в доход регионального бюджета

4. Суд правомочен наложить судебный штраф в случаях:

1) за неисполнение судебных решений, постановлений, определений;

2) за неподобающее поведение, оскорбления, неуважительное отношение к суду или участникам процесса;

3) в качестве меры ответственности по административным делам;

4) за нарушение трудового законодательства.


Статья 43. Порядок рассмотрения вопроса о наложении судебного штрафа

1. Вопрос о наложении на лицо судебного штрафа разрешается в судебном заседании

2. По результатам рассмотрения вопроса о наложении судебного штрафа суд выносит мотивированное определение

3. На определение о наложении судебного штрафа может быть подана частная жалоба лицом, на которое наложен судебный штраф, в течение месяца со дня получения копии данного определения
 

AMAZING SILVER

⭐⭐⭐
Администратор
ГЛАВА 9. ПОДГОТОВКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛА К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ
Статья 44. Административное исковое заявление

1. Административное исковое заявление может содержать требования:

1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом;

6) о присуждении компенсации за нарушение административным ответчиком прав в сфере административных и иных публичных правоотношений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений


Статья 45. Форма и содержание административного искового заявления

1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, адрес для направления ему судебных повесток и иных судебных извещений, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при согласии лица на получение судебных извещений и вызовов посредством СМС-сообщения, факсимильной связи либо по электронной почте);

3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

6) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

7) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

8) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов

4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела

5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства


Статья 46. Принятие административного искового заявления

1. Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен настоящим Кодексом

2. О принятии административного искового заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу


Статья 47. Отказ в принятии административного искового заявления

1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если:

1) заявление подлежит рассмотрению в порядке уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах;

2) административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица или неопределенного круга лиц;

3) из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца;

4) имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;

5) имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

2. Об отказе в принятии к рассмотрению административного искового заявления к производству суда судья выносит мотивированное постановление, в котором указывает обстоятельства, послужившие основанием для отказа в принятии административного искового заявления

3. Отказ административному истцу в принятии административного искового заявления может препятствовать повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением

4. На определение суда об отказе в принятии административного искового заявления может быть подана частная жалоба
 

AMAZING SILVER

⭐⭐⭐
Администратор
ГЛАВА 10. СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

Статья 48. Сроки рассмотрения и разрешения административных дел

1. Административные дела рассматриваются и разрешаются судами до истечения двух недель со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

2. Срок, на который административное исковое заявление было оставлено без движения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не включается в срок рассмотрения и разрешения административного дела, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.


Статья 49. Порядок в судебном заседании

1. Участники судебного разбирательства и иные присутствующие в зале судебного заседания граждане обязаны соблюдать установленный в судебном заседании порядок.

2. При входе судей в зал судебного заседания и при их удалении для принятия судебного акта все присутствующие в зале встают. Объявление решения суда, а также объявление определения суда, которым заканчивается производство по административному делу в случае, если решение не принято, присутствующие в зале судебного заседания выслушивают стоя.

3. Участники судебного разбирательства обращаются к суду со словами: "Уважаемый суд", а к судье - "Ваша честь". Участники судебного разбирательства дают свои показания и объяснения суду, задают вопросы лицам, участвующим в деле, и отвечают на вопросы стоя и только после предоставления им слова председательствующим в судебном заседании. Отступление от этого правила может быть допущено с разрешения председательствующего в судебном заседании.

4. Судебное разбирательство происходит в условиях, обеспечивающих надлежащий порядок в судебном заседании и безопасность участников судебного разбирательства.
5. К лицам, нарушающим порядок в судебном заседании или не подчиняющимся законным распоряжениям председательствующего в судебном заседании, после устного замечания могут быть применены меры процессуального принуждения, предусмотренные настоящим Кодексом.


Статья 50. Открытие судебного заседания

В назначенное для судебного разбирательства административного дела время председательствующий в судебном заседании открывает судебное заседание и объявляет, какое административное дело подлежит рассмотрению.


Статья 51. Проверка явки участников судебного разбирательства

Секретарь судебного заседания или помощник судьи докладывает суду, кто из вызванных по административному делу лиц явился, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся в судебное заседание, и какие имеются сведения о причинах их неявки.


Статья 52. Удаление свидетелей из зала судебного заседания

Председательствующий в судебном заседании принимает меры для того, чтобы допрошенные свидетели не общались с недопрошенными. До начала допроса явившихся свидетелей председательствующий удаляет их из зала судебного заседания, а в отношении свидетелей, допрашиваемых путем использования систем видеоконференц-связи либо системы веб-конференции, принимает меры, исключающие участие таких свидетелей в судебном заседании указанным способом до начала их допроса.


Статья 53. Объявление состава суда и разъяснение права самоотвода и отвода

Председательствующий в судебном заседании объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве, секретаря судебного заседания, представителей сторон и заинтересованных лиц, эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотвод и отвод.


Статья 54. Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей

1. Суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился:

1) кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания;

2) надлежащим образом извещенный административный ответчик, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона является обязательным или признано судом обязательным;

3) представитель лица, участвующего в деле, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное ведение административного дела с участием представителя.

2. Лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.


Статья 55. Разъяснение лицам, участвующим в деле, их процессуальных прав и обязанностей, пояснения относительно полномочий представителя

Председательствующий в судебном заседании разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности, а также дает пояснения относительно полномочий представителя в случае ведения дела с его обязательным участием.
 

AMAZING SILVER

⭐⭐⭐
Администратор
Статья 56. Разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле

Ходатайства лиц, участвующих в деле, их представителей по вопросам, связанным с судебным разбирательством административного дела, разрешаются судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле, их представителей. О разрешении ходатайства суд выносит определение


Статья 57. Начало рассмотрения административного дела по существу

1. Председательствующий в судебном заседании или кто-либо из судей докладывает административное дело. Затем председательствующий выясняет, поддерживается ли административный иск административным истцом, признается ли административный иск административным ответчиком, а при возможности заключения по данной категории административных дел соглашения о примирении сторон выясняет, не желают ли стороны завершить дело заключением указанного соглашения, о чем делаются соответствующие записи в протоколе судебного заседания.

2. В случае рассмотрения административного дела в отсутствие лица, участвующего в деле и изложившего в письменных объяснениях свои доводы в отношении административных исковых требований, председательствующий в судебном заседании оглашает эти объяснения.


Статья 58. Объяснения лиц, участвующих в деле

1. После доклада административного дела суд заслушивает объяснения административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, их представителей. До административного истца, его представителя свои объяснения даютП, представители органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц. Лица, участвующие в деле, их представители могут задавать друг другу вопросы. Суд может задавать вопросы лицам, участвующим в деле, их представителям в любой момент дачи ими объяснений.

2. Поданные в письменной форме объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей в случае их неявки в судебное заседание оглашаются председательствующим в судебном заседании.


Статья 59. Предупреждение свидетеля об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний

1. Перед допросом свидетеля его личность устанавливает председательствующий в судебном заседании. Председательствующий в судебном заседании разъясняет ему права и обязанности, предусмотренные статьей 27 настоящего Кодекса, предупреждает об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Нижегородской области, за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. У свидетеля берется подписка о том, что ему разъяснены его обязанности и ответственность. Подписка приобщается к протоколу судебного заседания.


Статья 60. Порядок допроса свидетеля

1. Каждый свидетель допрашивается отдельно, за исключением случаев, если суд назначает допрос одновременно двух и более свидетелей в целях выяснения причин расхождения в их показаниях.

2. Председательствующий в судебном заседании выясняет, в каких отношениях свидетель находится с лицами, участвующими в деле, и предлагает свидетелю сообщить суду все сведения, которые ему лично известны об обстоятельствах данного административного дела.

3. При даче показаний свидетель может пользоваться письменными материалами, если его показания связаны с какими-либо данными, которые трудно удержать в памяти. По окончании допроса эти материалы предъявляются суду, лицам, участвующим в деле, их представителям и могут быть приобщены к данному административному делу на основании определения суда.

4. После этого свидетелю могут быть заданы вопросы. Первым задает вопросы лицо, по заявлению которого вызван свидетель, или представитель этого лица, а затем вопросы задают другие лица, участвующие в деле, их представители. Суд вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса.
5. При необходимости суд повторно может допросить свидетеля в том же или следующем судебном заседании, а также повторно допросить других свидетелей для выяснения противоречий в их показаниях.


Статья 61. Судебные прения

1. Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. В судебных прениях первыми выступают административный истец, его представитель, затем - административный ответчик, его представитель.

2. Заинтересованное лицо, его представитель в судебных прениях выступают после сторон, их представителей.

3. Представители органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, выступают в судебных прениях первыми.

4. Лица, участвующие в судебных прениях, не вправе ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании.

5. Председательствующий в судебном заседании вправе применить меры процессуального принуждения и остановить выступающего в случае, если он выходит за пределы рассматриваемого административного дела.

6. Все лица, участвующие в деле, их представители после произнесения ими речей с разрешения суда могут выступить с репликами в связи со сказанным. Право последней реплики всегда принадлежит административному ответчику, его представителю.


Статья 62. Удаление суда для принятия решения

После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения по административному делу, о чем председательствующий в судебном заседании объявляет присутствующим в зале судебного заседания.


Статья 63. Объявление решения суда

1. После принятия и подписания решения суд возвращается в зал судебного заседания, где председательствующий в судебном заседании или один из судей объявляет решение суда. Затем председательствующий в судебном заседании устно разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования.

2. В случае объявления только резолютивной части решения суда председательствующий в судебном заседании разъясняет, когда будет изготовлено мотивированное решение и каким образом это решение будет доведено до сведения лиц, участвующих в деле, их представителей.
 

AMAZING SILVER

⭐⭐⭐
Администратор
ГЛАВА 11. РЕШЕНИЕ СУДА

Статья 64. Принятие решения суда

1. Решение принимается именем Нижегородской области при разрешении судом первой инстанции административного и (или) уголовного дела по существу

2. Решение принимается судом в совещательной комнате

3. В совещательной комнате при принятии решения суда могут находиться только судья, единолично рассматривающий административное и (или) уголовное дело, или судьи, входящие в состав суда, рассматривающего административное и (или) уголовное дело


Статья 65. Законность и обоснованность решения суда

1. Решение суда должно быть законным и обоснованным

2. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании


Статья 66. Изложение решения суда

1. Решение суда излагается в письменной форме председательствующим в судебном заседании или одним из судей

1.1. Решение суда может быть выполнено в форме электронного документа. При выполнении решения в форме электронного документа дополнительно выполняется экземпляр данного решения на бумажном носителе

2. Решение суда подписывается судьей при единоличном рассмотрении им административного дела или всеми судьями при рассмотрении административного дела судом в коллегиальном составе, в том числе судьей, имеющим особое мнение. Исправления, внесенные в решение суда, должны быть удостоверены подписями судей


Статья 67. Содержание решения суда

1. Решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей

2. В вводной части решения суда должны быть указаны:

1) номер административного дела;

2) дата и место принятия решения суда;

3) наименование суда, принявшего решение;

4) состав суда;

5) сведения о сторонах, других лицах, участвующих в деле, об их представителях, о помощнике судьи, секретаре судебного заседания, об иных участниках судебного процесса, о предмете административного иска.

3. Описательная часть решения суда должна содержать изложение требований административного истца, возражений административного ответчика, мнения других лиц, участвующих в деле

4. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны:

1) обстоятельства административного дела, установленные судом;

2) доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах;

3) доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства.


Статья 68. Разъяснение решения суда

1. В случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, вправе разъяснить решение суда, не изменяя при этом его содержания

2. Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено


Статья 69. Вступление в законную силу решения суда

1. Решение суда вступает в законную силу по истечении трёх суток, установленных для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано.

2. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно


Статья 70. Исполнение решения суда

Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
 

AMAZING SILVER

⭐⭐⭐
Администратор
ГЛАВА 12. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ДЕЛУ

Статья 71. Основания для прекращения производства по административному делу

1. Если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае:

1) если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 57 настоящего Кодекса;

2) если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;

3) если стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом.

2. Суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

3. Суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.


Статья 72. Порядок и последствия прекращения производства по административному делу

1. Производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

2. Копии определения суда о прекращении производства по административному делу направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения, а в случае присутствия указанных лиц в судебном заседании вручаются им под расписку.

3. На определение суда о прекращении производства по административному делу может быть подана частная жалоба.


ГЛАВА 13. РАССМОТРЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛА В ПОРЯДКЕ УПРОЩЕННОГО (ПИСЬМЕННОГО) ПРОИЗВОДСТВА

Статья 73. Возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства

Административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:

1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и (или) их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;


Статья 74. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

1. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме.

2. В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

3. Для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

4. В случае, если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.

5. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела.

6. Суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, если установлено, что административное дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства, в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства принят встречный административный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:

1) порядок упрощенного (письменного) производства может привести к разглашению государственной тайны;

2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;

3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.


ГЛАВА 14. ПЕРЕНОС СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

Статья 75. Отложение, перенос разбирательства дела

1. Суд правомочен на отложение разбирательства дела в случаях:

1) неявки кого-либо из участников процесса;

2) необходимости представления или истребования дополнительных доказательств;

3) возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания;

4) заявленного ходатайства о переносе, отложении рассмотрения дела.

2. Суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий трёх дней

3. При отложении разбирательства дела назначается дата нового судебного заседания с учетом времени, необходимого для вызова участников процесса или истребования доказательств, о чем объявляется явившимся лицам. Неявившиеся лица и вновь привлекаемые к участию в процессе лица извещаются о времени и месте нового судебного заседания

4. Разбирательство дела после его отложения возобновляется с того момента, с которого оно было отложено. Повторное рассмотрение доказательств, исследованных до отложения разбирательства дела, не производится


ГЛАВА 15. СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ

Статья 76. Исчисление судебных издержек

1. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела

2. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся:

1) суммы, подлежащие выплате свидетелям;

2) расходы на оплату услуг представителей;

3) почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами;

4) другие, признанные судом необходимыми расходы.


Статья 77. Выплата компенсаций

1. Компенсация — это денежное возмещение, присуждаемое судом одной стороне за ущерб, убытки или моральный вред, причинённые другой стороне

2. Компенсация присуждается судом в случае, установления обоснованного факта причинений одной из сторон:

1) Морального вреда;

2) Материального вреда;

3) Необоснованного увольнения работника с места работы (в кол-ве четырёх окладов з/п);

3. Взыскание компенсации невозможно, в случае отсутствия нарушений прав истца со стороны ответчика. Взыскать судебные издержки или компенсацию невозможно при рассмотрении требований, удовлетворение которых не связано с тем, что ответчик нарушил или оспаривал права истца.
 
Вверх
Розыгрыш