Дело №1774
Р Е Ш Е Н И Е
ㅤг. Арзамасㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ15 октября 2025 года
ㅤㅤВерховный Суд в составе:
ㅤㅤпредседательствующего судьи Верховного Суда Гамбино Д. К.
ㅤㅤрассмотрев материалы административного дела, возбужденного судьей Нижегородского областного суда Бунин С.А. 10 октября 2025 года, по административному исковому заявлению Бронова Александра к начальнику УГИБДД по Нижегородской области, генералу-майору полиции Бастрыкину Андрею об оспаривании решения, действий (бездействия) должностного лица,
У С Т А Н О В И Л:
ㅤㅤВ производстве Нижегородского областного суда находится административное исковое заявление, возбужденное 10 октября 2025 года судьей Нижегородского областного суда Бунин С.А от Бронова Александра к к начальнику УГИБДД по Нижегородской области, генералу-майору полиции Бастрыкину Андрею об оспаривании решения, действий (бездействия) должностного лица.
ㅤㅤС 10 октября 2025 года по указанному административному делу проводилась подготовка к судебному разбирательству. Административному ответчику было предложено предоставить в суд до 11 октября (включительно) возражения в письменной форме относительно заявленных исковых требований.
ㅤㅤИстец указал, что содержание приказа нарушает его конституционные права, в частности право на свободное перемещение на территории Нижегородской области, а также права, закрепленные Федеральным законом «О полиции», которые обеспечивают гражданам возможность обращаться в органы полиции с заявлениями, сообщениями о правонарушениях и другими вопросами, относящимися к компетенции органов правопорядка.
ㅤㅤСуд установил, что приказ №13/п был издан в целях регулирования посещения служебных и охраняемых помещений Управления ГИБДД. Федеральный закон «Об охраняемых и особо охраняемых территориях» ст. 3, 4, 5, 6, 7, 9 закрепляет право руководителя государственного органа определять служебные помещения как охраняемые и устанавливать порядок их посещения, включая пропускной режим для сотрудников и посетителей. При этом закон различает охраняемые и особо охраняемые территории, определяет правила разделения таких территорий от общедоступных мест, а также допускает введение временного пропускного режима при особых обстоятельствах.
ㅤㅤОднако дежурная часть Управления ГИБДД по своей функциональной роли предназначена для приёма граждан и регистрации их обращений, что является основной задачей данного структурного подразделения. Ограничение доступа граждан к дежурной части, закреплённое содержанием приказа, фактически препятствует реализации права на обращение, нарушает положения Федерального закона «О полиции» и Конституции, а также превышает полномочия руководителя государственного органа, предусмотренные ФЗ «Об охраняемых и особо охраняемых территориях».
ㅤㅤСуд отметил, что законодательство различает охраняемые территории и служебные помещения. Охраняемая территория предполагает ограничение доступа и применение мер безопасности, предусмотренных законом, однако дежурная часть как функциональное помещение для приёма граждан не может полностью квалифицироваться как охраняемая территория, поскольку это противоречит её назначению и задачам, установленным федеральным законодательством. Ограничение доступа граждан к дежурной части фактически нарушает их права и создает необоснованные препятствия для реализации полномочий государственных органов в части приёма обращений граждан.
ㅤㅤСуд также учитывает, что ФЗ «Об охраняемых и особо охраняемых территориях» допускает руководителю государственного органа устанавливать порядок посещения помещений для сотрудников и лиц, находящихся на особых основаниях, однако при этом закон не даёт права ограничивать доступ граждан к функциональным служебным помещениям, предназначенным для приёма и обслуживания граждан. Любые внутренние регламенты и приказы должны соответствовать Конституции, федеральным законам о полиции и об охраняемых территориях, что не соблюдено в данном случае.
ㅤㅤТаким образом, суд приходит к выводу, что издание приказа законно по форме как внутреннего нормативного акта, однако его содержание, ограничивающее доступ граждан в дежурную часть Управления ГИБДД, является незаконным, нарушает права граждан и превышает полномочия руководителя государственного органа, что подлежит отмене. При этом возможность сотрудников обеспечивать порядок и безопасность на охраняемой территории сохраняется, что соответствует положениям ФЗ «Об охраняемых и особо охраняемых территориях» и Федерального закона «О полиции».
ㅤㅤЗадачей административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
ㅤㅤНа основании изложенного, руководствуясь статьями 31, 32, 33, 34 Кодекса административного судопроизводства, суд,
Р Е Ш И Л:
ㅤㅤ1. Признать незаконными и недействительными положения приказа №13/п от 21 сентября 2025 года, ограничивающие доступ граждан к дежурной части Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Нижегородской области.
ㅤㅤ2. Обязать Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Нижегородской области привести внутренние регламенты и локальные приказы в соответствие с Конституцией, Федеральным законом «О полиции» и Федеральным законом «Об охраняемых и особо охраняемых территориях», обеспечив гражданам беспрепятственный доступ в дежурную часть для подачи заявлений и сообщений о правонарушениях.
ㅤㅤНастоящее решение может быть обжаловано апелляционной жалобой на решение суда по административному делу в Нижегородский областной суд.
Заместитель председателя судаㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ Д. К. Гамбино
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ