ГЛАВА I. Общие положения Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой специализированными подразделениями государственных органов как в гласной, так и в негласной форме, в пределах их полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, имущества, а также обеспечения безопасности Нижегородской области.
Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности
1. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также установление лиц, их совершающих или подготовляющих;
2) розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших;
3) получение информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу областной безопасности;
Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность основывается на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также принципах конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств.
Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
1. Правовую основу деятельности составляют Конституция, настоящий закон и иные нормативно-правовые акты Нижегородской области.
2. Руководство органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий издает нормативные акты, координирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
3. Организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием специальных технических средств для негласного получения информации определяются ведомственными нормативными правовыми актами.
Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
1. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны обеспечивать соблюдение прав человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну личной переписки.
2. Оперативно-розыскная деятельность не допускается для достижения целей, не предусмотренных настоящим законом.
3. Лицо, считающее, что его права и свободы нарушены, вправе обжаловать действия органов в вышестоящий орган или суд.
4. Должностным лицам запрещается:
1) проводить мероприятия в интересах общественных объединений;
2) скрыто участвовать в деятельности органов власти с целью влияния на их решения;
3) разглашать сведения, ставшие известными в ходе мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных законом;
4) подстрекать или побуждать к противоправным действиям (провокация);
5) фальсифицировать результаты оперативно-розыскных мероприятий.
5. При нарушении должностным лицом закона руководство организации обязано применить меры дисциплинарного воздействия в соответствии с законодательством.
ГЛАВА II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий Статья 6. Виды оперативно-розыскных мероприятий
1. К основным мероприятиям относятся:
- Опрос — получение информации у физических лиц через вопросы, объяснения или показания;
- Наведение справок — сбор, проверка и уточнение информации о лицах, событиях или объектах;
- Исследование предметов и документов — изучение вещей и документов для выявления значимых данных;
- Наблюдение — скрытое или открытое слежение за лицами, объектами, местами или событиями;
- Установление личности — подтверждение личности человека с использованием документов, биометрических данных или иных достоверных источников;
- Осмотр объектов — проверка помещений, зданий, сооружений, участков и транспортных средств;
- Контролируемая передача — организация передачи объектов под контролем с целью выявления нарушителей;
- Проверочный эксперимент — проведение контролируемых действий для проверки версий и получения информации.
2. В ходе мероприятий используются фото, аудио, виде- и иные устройства, не наносящие вред жизни, здоровью людей и окружающей среде.
3. Должностные лица выполняют задачи посредством личного участия, привлекая других специалистов и отдельных граждан с их согласия, в гласной или негласной форме.
4. Запрещается проведение мероприятий и использование специальных технических средств лицами, не уполномоченными настоящим законом.
Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
1. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1) наличие возбужденного уголовного дела;
2) признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния;
3) действия или события, создающие угрозу областной безопасности;
4) лица, скрывающиеся от органов дознания, следствия или суда.
ГЛАВА III. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
Статья 8. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность:
1) Федеральная служба безопасности;
2) Министерство внутренних дел.
2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны:
1) принимать меры по защите прав и свобод граждан, имущества и областной безопасности;
2) информировать другие органы о противоправной деятельности и оказывать им необходимую помощь;
3) обеспечивать безопасность и сохранность имущества сотрудников, участников уголовного судопроизводства, а также членов их семей.
ГЛАВА IV. Заключительные положения Статья 9. Вступление в силу Федерального закона
Настоящий закон вступает в силу с момента официального опубликования и действует на всей территории Нижегородской области.
|